8 (926) 850-00-72

journal@centr-detstva.ru

Детство - журнал для любящих родителей

А если скорочтение – осознанная необходимость?психология

Современный высокотехнологичный мир диктует свои требования к участникам игры под названием «Жизнь». Темп, с которым сейчас происходят все процессы, поразил бы воображение фантастов XIX века. А в XVIII веке о таких технологиях даже и мечтать не могли. Вы только задумайтесь, еще лет 10 назад для оплаты счета за электроэнергию необходимо было выйти из дома. Этот процесс планировали, вписывали в свой ежедневник, выделяли для него время. Сейчас можно подключить автоплатеж и заниматься своими делами... Казалось бы, свободного времени должно быть много. Но вот незадача, стресс от постоянного цейтнота в XXI веке испытывают по официальной статистике более 80 процентов населения. И связано это как раз с технологиями, решающими за нас задачи. Упрощение одних процессов влечет за собой требование к ускорению остальных. На нас обрушивается поток информации, большая часть которой просто мусор. Как успеть все разобрать, рассортировать, уловить суть и не пропустить действительно стоящее среди общего потока?

Олеся Грищенко

В действительности умение быстро усваивать и воспринимать информацию уже давно беспокоит ума людей. Так, Оноре де Бальзак умел читать текст по диагонали, для того чтобы выхватить из него суть. Похожим приемом пользовался Максим Горький. Говорят, что он скользил взглядом по странице сверху вниз, при этом полностью понимал содержание написанного. А самым читающим президентом считается Теодор Рузвельт. Перед завтраком он прочитывал одну книгу, а вечером после насыщенного дня еще парочку.

Видимо, пришла пора усваивать технику быстрого и качественного чтения с детства, чтобы уметь ориентироваться в потоке бушующей информации без нагрузки на психику.

Давайте разберем основные проблемы, мешающие скорочтению, и приемы, благодаря которым можно преодолеть трудности.

В детстве очень важно умение проговаривать текст «про себя». Так ребенок «слышит то, что читает». Моторная зона в коре головного мозга соседствует сразу с большим количеством других отделов. Вот почему так важно проговаривание. Возбуждая один участок, активизируются и соседствующие с ним. Эффект от такого действия будет не только в скорочтении, но и в общем интеллектуальном развитии.

А вот взрослому проговаривание текста будет только мешать. С возрастом от проговаривания необходимо избавляться. Такая разница в работе детского и взрослого мозга намекает нам на необходимость постоянной тренировки интеллекта, пожизненного контроля своих ментальных качеств.

При чтении взгляд охватывает какую-то часть текста, которую сигнал от зрительного центра отправляет в аналитический отдел. Для продолжения необходимо переместить взгляд дальше по строке. Так скорость чтения становится зависимой от того, насколько большую часть текста может охватить наше зрение. Делаем вывод, что для скорочтения необходимо увеличивать поле зрения.

Самым распространенным приемом для развития такого навыка будет работа с таблицами Шульте. Их легко можно найти в Интернете в разных вариантах. Суть работы с таблицей заключается во включении периферического зрения. Смотреть необходимо на центральную клетку, а боковым взглядом охватывать все поле таблицы, чтобы последовательно найти все числа.

Другим способом увеличения объема восприятия будет простое скольжение пальца. Вести пальцем по строке необходимо не там, где ты читаешь сейчас, не в фокусе, а забегая немного вперед, задавая взгляду темп на перспективу.

Скорочтение не сама цель, главным остается понимание прочитанного. Для тренировки смыслового чтения (как в детстве, так и на протяжении всей жизни) остается все то же развитие интеллекта. Дело в том, что при осмысленном чтении работает не менее 16 зон мозга. Расположены они как в левом, так в правом и в лобных отделах. Поэтому для развития навыка понимания текста на высокой скорости необходимо развивать как логическое, так и образное мышление. Аналитические способности развиваются при помощи хорошо известных логических задачек, судоку, ребусов и головоломок. Образное, целостное (или, по-научному, холистическое) развитие можно развивать при помощи метафор, искусства, духовных практик.

Начинать заниматься можно не со всех направлений сразу, хотя это и несложно. Начните для начала с одного любого варианта, наиболее близкого вам или вашему ребенку. Постепенно расширяйте арсенал своих увлечений. Важно помнить, что наши дети копируют наше поведение. Если вы хотите вкладываться в развитие своего ребенка, начните с себя. Гладя на то, как мама рисует, решает головоломки и занимается спортом, ребенок охотнее начнет заниматься этим сам.

Просмотров: 51