8 (926) 850-00-72

journal@centr-detstva.ru

Детство - журнал для любящих родителей

Денежная азбукапсихология

Нужно ли говорить с ребенком о деньгах? Деньги - добро или зло? Некоторые люди считают, что деньги - это что-то неприличное, неправедное, и что с ребенком о деньгах говорить уж точно не стоит. Особенно этим грешат бабушки и дедушки. Давайте разберемся, откуда пошло такое мнение, и как говорить с ребенком о деньгах.

Василиса Новикова, финансовый консультант

Традиции воспитания

Учим денежную азбуку с журналом Детство

В нашей стране мы развиваемся и обучаемся по довольно специфическому сценарию. Мы учим сложное, но совсем не учим простое, то, что нам уж точно в жизни пригодится. Например, нам плохо известны основы медицинских знаний, основы финансовой грамотности и т.д.

Когда я начала свою практику финансового консультанта и стала приглашать знакомых на семинары по управлению финансами, многие мои знакомые осуждающе реагировали на такое предложение, говорили, что вместо мыслей о духовном, я заставляю задуматься о материальном. Кто-то твердил "слишком много разговоров о деньгах, а как же любовь и семья?". Однако мне это мнение, по меньшей мере, казалось странным.

Мы видим, как ежедневно толпы людей устремляются на работу, большую часть жизни проводят вне дома и семьи, зарабатывая те самые деньги. Делать это - нормально и естественно, а думать о деньгах - грешно и предосудительно? Быть богатым - стыдно? Но разве кто-то из нас желает своему ребенку быть бедным? Думаю, что нет. Поэтому прежде всего нужно отказаться от самообмана и самим навести порядок в собственных мыслях. С этого и начинаются основы финансового образования в семье.

Куда идем мы с пятачком?

Наверное, вам уже приходилось объяснять ребенку, зачем вы работаете, почему приходится тратить столько времени не на любимую семью, а на встречи с чужими дядями и тетями. Обычно наши разговоры с малышом о деньгах ограничиваются фразой: "Нам же надо на что-то жить, покупать еду, покупать тебе игрушки, поэтому маме и папе приходится ходить на работу и зарабатывать деньги". Однако это оправдательная позиция, основанная на чувстве вины, да и ребенок не понимает смысла фразы "ходить на работу". И с самого раннего возраста это слово "ходить" формирует неверную картину происходящего. Ребенок воспринимает процесс зарабатывания денег негативно или даже бессмысленно. Папа, вместо того, чтобы играть с ним, куда-то ходит и что-то зарабатывает.

Как же правильно говорить о деньгах с ребенком?

Во-первых, ребенок должен сформировать позитивное отношение к деньгам. Никаких ненужных стереотипов о том, что деньги - зло. Деньги не могут быть злом по определению, поскольку это всего лишь инструмент. В правильных руках деньги могут творить великие дела. У ребенка не должно формироваться ощущение, что думать о деньгах - стыдно. Напротив, ребенок должен видеть реальные примеры того, как деньги помогают. С помощью денег можно строить, лечить, спасать. А чем больше денег - тем больше пользы можно принести себе и обществу.

Учим денежную азбуку с журналом Детство Учим денежную азбуку с журналом Детство

Необходимо сформировать у ребенка правильную установку: деньги нужны, чтобы приносить пользу. Но как маленький человечек сможет закрепить это мнение на практике? Рекомендаций может быть много, здесь все зависит от возраста малыша, его интересов и фантазии родителей. Необходимо показать ребенку несколько примеров, а затем попросить его придумать подобные примеры самостоятельно и даже реализовать их в жизни. Например, можно купить в магазине хлеб, а затем пойти на пруд и покормить вместе уток, объясняя, что теперь уточки довольны и сыты. Или можно купить фотоальбом, украсить его фотографиями и написать на обложке "Любимой бабушке". Ребенок должен сделать вывод, что с помощью денег можно порадовать бабушку, и это очень приятно и полезно.

Учимся тратить

Важно, чтобы ребенок сам научился применять деньги с целью получения некого положительного эффекта. При этом, если ребенок будет приводить примеры получения корыстной выгоды с помощью денег (например, если предложит старшему брату выполнить домашнее задание за деньги), нужно объяснить ему, что так деньги использовать не принято.

Таким образом у ребенка сформируется своеобразный иммунитет от стереотипа "деньги - зло". Ведь телевизор очень активно навязывает этот стереотип: ради денег выходят замуж за нелюбимого мужчину, ради денег предают, а это подсознательно формирует установку, заставляющую нас стыдиться денег, но при этом стремиться к их заработку, обманывая себя, находя ненужные оправдания вроде "ну мне же только на самое необходимое".

Учим денежную азбуку с журналом Детство Учим денежную азбуку с журналом Детство

Так и получается, что сами родители устанавливают себе определенный потолок и сами же в него и упираются. А дети интуитивно повторяют эту модель поведения. Все намного проще: чем больше денег - тем больше добрых дел. Ребенок должен относиться к деньгам именно так.

С формирования позитивного отношения к деньгам и начинается этап обучения ребенка финансовой грамоте. Для любого человека абсолютно нормально стремиться к получению денег, но фундаментом этого стремления должно быть понимание того, что деньги позволяют делать благие дела.

Руслан:Деньги нужны всем, но важно уметь их тратить, ведь они не растут на деревьях... Нужно использовать их на что-то толковое и доброе, тогда о том, что они были, останется хорошая память. они станут полезными.
Просмотров: 438