8 (926) 850-00-72

journal@centr-detstva.ru

Детство - журнал для любящих родителей

Игра как терапияпсихология

В современном мире существует довольно большое количество психолого­педагогических методов помощи детям с особенностями в развитии

Игра как терапия с журналом Детство

У нас в России количество этих методов существенно ограничено по ряду причин.

Основные трудности внедрения современных методов в России связаны с неготовностью государства тратить средства на обучение специалистов и внедрение современных методов в государственную систему психолого­педагогической помощи, что повлечет за собой ее перестройку и опять же увеличение расходов за счет увеличения количества часов помощи для каждого ребенка.

Однако, несмотря на отсутствие поддержки со стороны государства, в России существуют и развиваются современные методы помощи особым детям в негосударственном секторе.

К таким методам относится и метод DIR/Floortime, о котором мы и поговорим в этой статье.

Родоначальником этого метода является американский врач­психиатр доктор Стенли Гринспен и его коллега Сирена Уидер.

В основе этого метода лежит созданная доктором Гринспеном в результате многолетних наблюдений за детьми периодизация социально­эмоционального развития. Доктор Гринспен и его коллеги назвали эту периодизацию ступенями социально­эмоционального развития.

Остановимся подробнее на том, что же такое социально­эмоциональная сфера и ступени ее развития. Для российского читателя термин довольно новый и не очень понятный.

Под социально­эмоциональной сферой понимается ряд иерархически организованных навыков, которые необходимы ребенку для здорового психического развития.

К ЭТИМ НАВЫКАМ МОЖНО ОТНЕСТИ:

  • умение ребенка произвольно концентрировать внимание на чем­то внешнем, регулировать себя, отличать состояния комфорта и дискомфорта;
  • умение получать удовольствие от контакта с другим человеком, а также выражать это удовольствие в виде мимики, жестов, речи;
  • умение проявлять инициативу в отношениях (в игре, общении и т. д.), поддерживать двусторонний контакт в виде обмена мимикой, жестами, словами;
  • умение участвовать в сложной двусторонней коммуникации и с ее помощью решать различные задачи (просить помощи у другого, что­то объяснять и т. д.), умение отличать себя от других, осознавать свои желания;
  • умение понимать символы, играть в символические (сюжетно­ролевые) игры, осмысленно использовать слова для общения на различные темы;
  • умение понимать социальные причинно­следственные связи («я хочу гулять, потому что на улице есть качели, на которых я хочу покататься»), умение задавать вопросы, такие как: «почему?», «зачем?».

Данный метод опирается на теорию привязанности Дж. Боулби и поэтому и относится к методам, основанным на взаимоотношениях. Путь помощи аутичному ребенку лежит через развитие взаимоотношений с ребенком при активном вовлечении его родителей. Наиболее ценными в методе floortime являются отношения с ребенком, эти отношения должны приносить ребенку радость и при этом его развивать.

Суть метода floortime состоит в том, чтобы продвигать ребенка от более простых умений к более сложным. Для этого специалист метода floortime пытается установить с ребенком эмоциональный контакт и постепенно его усложняет, используя различные стратегии работы.

При установлении контакта с ребенком учитываются его сенсорные и неврологические особенности.

DIR – это не просто локальный метод, это концепция, в рамках которой интегрируются различные техники и подходы.

Игра как терапия с журналом Детство

Практика показывает, что нарушения социально­эмоциональной сферы встречаются в той или иной мере у большинства детей с нарушениями психического, неврологического и соматического характера.

В зависимости от степени нарушения социально­эмоциональной сферы ребенка метод floortime может занимать различное по степени значимости место в рамках комплексной реабилитационной программы.

Личная практика показывает, что метод floortime может быть весьма эффективным для детей с нарушениями аутистического спектра, интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми нарушениями речи, такими как алалия (сенсорная, моторная, сенсомоторная), нарушениями слуха, задержкой психического развития, генетическими синдромами.

Эффективность метода floortime напрямую зависит от интенсивности его применения.

Доказанная американскими исследователями эффективность метода достигается при количестве сессий метода floortime в объеме не менее двух часов в день ежедневно.

В Центре здоровья и развития имени Святителя Луки организована комплексная реабилитационная психолого­педагогическая программа «Floortime интенсив» для помощи детям с нарушениями в развитии.

Программа подразумевает ежедневное участие ребенка в занятиях продолжительностью от двух до четырех часов в зависимости от ресурса ребенка.

В ПРОГРАММУ ИНТЕНСИВА ВКЛЮЧЕНЫ ТРИ ВИДА ЗАНЯТИЙ:

  • занятие floortime;
  • занятия кинезотерапией и сенсорной интеграцией;
  • занятие с floortime­логопедом­дефектологом.

Все занятия имеют продолжительность 40 минут.

В рамках посещения интенсива в количестве двух часов в день ребенок получает три указанных занятия, при посещении ребенком интенсива в количестве четырех часов в день ребенок получает шесть занятий (по два из указанных выше).

Специалисты, принимающие участие в программе «Floortime интенсив», имеют соответствующую подготовку в своих областях (floortime, сенсорная интеграция), а также большой опыт практической работы с особыми детьми.

Просмотров: 11