8 (926) 850-00-72

journal@centr-detstva.ru

Детство - журнал для любящих родителей

Коррекционные занятия – заставлять или заинтересовыватьздоровье

Коррекционные занятия – заставлять или заинтересовывать с журналом Детство

ДОЛЖНЫ ЛИ ЗАНЯТИЯ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫ РЕБЕНКУ?

Часто родители абсолютно уверены в ответе на этот простой вопрос. Конечно, занятия педагога с малышом должны быть интересными и увлекательными, они должны нравиться ребенку, поддерживать его природный интерес к окружающему миру. Но иногда происходит так, что занятия становятся частью лечебных процедур. Это бывает при задержках развития, нарушении развития речи и познавательных функций.

Когда ребенок в игре лечит куклу, то, скорее всего, он будет делать ей уколы, давать горькие лекарства и говорить, что так «надо». Такое представление возникает не случайно. Это отражение взрослого отношения к болезни. Болезнь – это плохо, ее «надо» преодолеть, «надо» терпеть и выполнять указания врача. Таков социальный стереотип. Но одно дело – физические недуги, а совсем другое – трудности в психическом развитии.

В практике же мы часто сталкиваемся с подобным отношением родителей к занятиям с педагогами.

У ребенка с трудностями в развитии не бывает изолированного нарушения. Часто наряду с нарушением речи или низким запасом знаний проявляются особенности внимания, плохая усидчивость. Ребенок может вести себя демонстративно, быть гиперактивным, отказываться выполнять задания педагога. В таких ситуациях можно услышать, что ребенок «плохо себя ведет» на занятии. Эта оценка вряд ли приведет к усилению положительных взаимоотношений между детьми и родителями, а скорее вызовет желание заставить и наказать за плохое поведение.

Если у малыша что­то не получается и тем более сопровождается негативным эмоциональным фоном, то ребенок, скорее всего, просто откажется выполнять трудные задания, будет бояться педагога и не захочет ходить на занятия. Но, с другой стороны, необходимо, чтобы педагог дал ребенку возможность преодолеть трудности и пользоваться определенными навыками, которые в случае особенностей развития не сформировались самостоятельно и требуют специальных лечебных занятий.

КАК ЖЕ НАЙТИ ТУ ГРАНЬ, КОТОРАЯ ПРИВЕДЕТ К РАЗВИТИЮ, А НЕ БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ВТОРИЧНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У РЕБЕНКА?

В Центре здоровья и развития им. Свт. Луки мы твердо придерживаемся той позиции, что программа занятий с каждым ребенком, имеющим трудности в развитии, должна быть индивидуальной. В таком случае можно легко подбирать задания, чтобы занятие действительно было интересным и увлекательным. У нас вы не найдете педагогов, которые будут форсировать темп развития и давать задания, к которым ребенок еще не готов.

Любая деятельность ребенка начинается с желания, с мотивации, которая в дошкольном возрасте будет, скорее всего, игровой. В формате урока могут работать только дети, которые уже собираются в школу, но, скорее всего, недолго.

Игровые занятия, на которых ребенок живет, радуется, сопереживает героям, могут дать ребенку мощный заряд позитивного общения, радости и интереса. А роль педагога – создать в этом общении ситуации, в которых ребенок сможет показать свое умение найти правильный ответ, вспомнить, выполнить необходимые задания.

Коррекционные занятия – заставлять или заинтересовывать с журналом Детство

Если у ребенка на занятии преобладает хорошее настроение, то оно дает дополнительные силы для преодоления трудностей, помогает собраться и найти правильное решение. Заинтересованность ребенка, его желание выполнить задание – залог успешного и качественного коррекционно­развивающего процесса. Несомненно, иногда педагогу приходится трудно, приходится постоянно подстраивать задание под ребенка, придумывать новые варианты игр и упражнений, чтобы создать условия для развития и закрепления определенного навыка, для формирования нарушенных функций.

Если задание не интересно ребенку, то оно либо слишком сложное для него, либо слишком легкое. Ориентируясь на заинтересованность и увлечение ребенка, педагог находит те варианты заданий, которые малыш сможет вначале сделать вместе с взрослым, а затем и самостоятельно. Только выполнение заданий в зоне ближайшего развития обеспечивает эффективное развивающее воздействие.

Мы убеждены, что занятия в любом случае должны быть интересными для ребенка. И если вы столкнулись с тем, что ребенок отказывается от занятий, чувствует себя на них дискомфортно либо «плохо себя ведет», то необходимо отнестись к этому очень внимательно. Правильно выстроенная коррекционно­развивающая работа всегда будет опираться на успешность ребенка, совместное преодоление трудностей и общий положительный эмоциональный настрой.

Елена Михайловна Макарова, психолог высшей категории, клинический психолог Центра здоровья и развития им. Святителя Луки (www.centrrossta.ru)

Просмотров: 33