8 (926) 850-00-72

journal@centr-detstva.ru

Детство - журнал для любящих родителей

Кризис 3-х летпсихология

Возраст Вашего малыша приближается к 3-м или 4-м годам, и Вы начинаете замечать некоторые изменения в его поведении: появляются капризы, истерики, крики, плач… С каждым днем они повторяются все чаще и проходят в более настойчивой форме. Все это можно назвать симптомами кризиса 3-х лет. Давайте подробно их рассмотрим, и, надеемся, ситуация с вашим ребенком прояснится.

Ваш детский психолог Луиза Трушина

Упрямство. Ребенок становится упрямым, и многие родители «в штыки» воспринимают его «нет». Самое интересное, что эта реакция проявляется не из-за его желания, а из-за самого факта, что подобное поведение позволяет малышу добиться удовлетворения своих требований. Упрямство может стать чертой характера ребенка, если вовремя не принять меры…

Что делать? Важно своевременно выявить эту особенность  и объяснить ребенку, что он может требовать  только  то, что несет положительные последствия для него и окружающих. А если это лишь плод его капризов, то продолжать настаивать нет смысла.

Конфликтность. Негативное отношение ребенка ко всему, что говорят взрослые. Он не хочет что-либо делать только потому, что инициатива исходит не от него. На просьбу: «Давай улыбнемся на камеру»,  он делает грустное лицо. Малыш может перечить даже самому себе лишь потому, что ему это сказали со стороны. В его голове крутятся мысли:  «Как так, я же уже большой, а ему указывают что делать?!» У ребенка начинает развиваться внутренний конфликт, и его надо устранять.

Что делать? Постарайтесь перевести все в игровую деятельность: говорите малышу, то, что не нужно делать в этот момент, и взамен Вы получите желаемое. Негативное отношение к взрослому – это признак развития, так как малыш для себя познает новое, он понимает, что может спорить с «большим» человеком, и чувствует себя самостоятельной личность.

Своеволие. Дитя хочет все делать и решать самостоятельно, а иногда даже то, что совершенно невозможно, в силу его возраста. Постоянные «хочу», приводят малыша к тому, что он чувствует себя всемогущим: раз хочет - значит, не боится, а раз не боится - значит, способен на все.

Что делать? В этой ситуации со стороны родителей нужны твердость и  четко поставленные границы между «можно» и «нельзя». Ребенок может помочь вам порезать овощи для супчика игрушечным ножом, но нельзя позволять ему делать это самостоятельно настоящим ножом и  без Вашего контроля. Можно позволить ему выбрать какой велосипед купить, но ему нельзя брать деньги и самостоятельно их тратить. Как Вы и сами понимаете, необходимо разъяснить, к каким последствием может привести излишняя самостоятельность. Например, ножом можно порезаться и потом «светит» визит к врачу. Деньги зарабатывают взрослые, поэтому и тратить их должны именно они, чтобы купить нужное.

Протест-бунт. Ребенок может начать падать на землю с криками, биться головой об стену, кричать на родителей: он словно находится в состоянии войны с окружающими.

Дети-«бунтарики» делятся на два типа: с одними родители могут договориться, отвлечь от объекта протеста или просто завлечь чем-нибудь вкусненьким или интересным, а  вторых практически невозможно ни уговорить, ни успокоить в момент бунта.

Например, ваш малыш решил, что хочет в магазине «именно эту» конфету. После отказа, он ложится на пол и начинает кричать, плакать, тем самым показывая вам, что не успокоится, пока не получит желаемое.

Что делать? В первом случае: Вы можете взять совсем другую «вкусняшку», обязательно продемонстрировав, что именно вы выбрали для него, и пройти к кассе со словами:  «Эту конфету получит тот, кто будет себя хорошо вести», - при этом заигрывая, и шутя. Ребенок успокаивается и получает долгожданное лакомство. Только смысл в том, что добился он этого не капризами, а, наоборот, послушанием.

Во втором случае: можно проигнорировать такое поведение и продолжить свои покупки, чтобы ребенок смог успокоиться сам. Как правило, увидев, что на него не обращают внимания, малыш быстро приходит в себя. И протест угасает.

Равнодушие. Ребенок может начать обесценивать то, что раньше считал интересным, любимым и дорогим: он может начать грубить родителям, бабушкам и дедушкам, ругаться, даже сломать игрушку, с которой еще совсем недавно не расставался. И Всем может показаться, что ваш малыш стал агрессивным по отношению ко всему самому любимому и самому родному.

Что делать? Нужно запастись терпением и спокойствием. Все время, изо дня в день,  рассказывайте малышу о жизненных ценностях, любви, близких, показывайте своим примером, как нужно заботиться о самом дорогом и насколько это важно.

Кризис – это критическая точка в переходе от одного возрастного этапа к другому. В этот момент ребенока переживает новые чувства и эмоции, которые со временем исчезают. Малыш «растет» морально.

Проходя через кризис 3-х лет, ребенок познает новые качества характера, которые помогут ему стать самостоятельным. Родители, и все люди, которые имеют отношение к воспитанию детей, должны научиться отличать негативное отношение ребенка ко всему от непослушания, также упрямство - от настойчивости.

В течение своей жизни мы очень часто сталкиваемся с кризисами. Их преодоление – это мудрость:

  •  понять, что происходит с вами или ребенком в данный момент;
  •  сделать ситуативные выводы;
  •  объяснить себе и малышу, для чего природа создала эти моменты и какой опыт они несут.

Таким образом, в кризисе этого периода всем членам семьи главное усвоить, что ребенок  стремится стать самостоятельным. Пусть малыш что-то делает неумело, но он пытается добиться новых успехов, осознавая новые качества своего характера.

Давайте постарайтесь удовлетворять потребности детей в самостоятельности. В этом случае кризис будет проходить в более мягкой форме.

Вика:Я очень люблю родителей! Но иногда начинаю показывать свой характер. Мама говорит, что меня укусила какая-то муха. А какая?..
Просмотров: 426