8 (926) 850-00-72

journal@centr-detstva.ru

Детство - журнал для любящих родителей

Школьная неуспешностьпсихология

Ребенок пошел в школу. Нам, родителям, очень важно, чтобы этот этап в жизни ребенка был успешным, приносил радость и гармонию. Подходя очень ответственно к школьной жизни, как нас научили в детстве, мы хотим помочь любимым детям справиться со всеми трудностями, с которыми они могут столкнуться на школьном пути.

Елена Макарова, клинический психолог
заведующая отделением психологической помощи Центра Здоровья и Развития им. Св. Луки

В этот момент многие начинают замечать, что ребенку мешает неорганизованность, забывчивость, неуверенность или, наоборот, расторможенность. Часто педагог подтверждает, что у ребенка присутствуют трудности с вниманием и памятью, неусидчивость и безответственность. Через некоторое время может присоединиться нежелание выполнять задания и общее негативное отношение к школе. В таких случаях мы говорим о школьной неуспешности.

Школьная неуспешность с журналом Детство

Не будем останавливаться на нарушениях, которые диагностированы доктором, и на случаях, когда ребенку требуется коррекционная помощь. Сегодня мы поговорим о совершенно здоровых ребятах, которые имеют хорошее возрастное развитие, готовились к школе, не испытывают очевидных интеллектуальных затруднений, но вдруг при переходе к школьному обучению столкнулись с неуспешностью.

В ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ НЕСКОЛЬКО СОСТАВЛЯЮЩИХ. ОСНОВНЫМИ, ПО НАШЕМУ ОПЫТУ, ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ:

1. Неорганизованность ребенка.

Эта жалоба звучит практически во всех случаях. Ребенку сложно сосредоточиться, он теряет вещи, пишет не то и не там, забывчив и невнимателен.
Почему? Трудности саморегуляции испытывают многие дети. Саморегуляция естественным образом вырастает из коллективных игр, живого взаимодействия с товарищами, постановки и реализации общей игровой цели в дошкольном возрасте. В такой деятельности ребенок учится следить за своими действиями самостоятельно. В быту мы зачастую очень поздно даем ребенку ту самостоятельность, которая соответствует его возможностям.

Что делать? Основным подходом для формирования саморегуляции является дозированная поддержка ребенка. Главным принципом будет адекватность помощи: не помогать в том, где ребенок может сам, и не выполнять задания за него, однако именно это чаще всего демонстрируют родители. Постепенно переходить от личной помощи ребенку к использованию знаков, обозначающих правила, которые нужно соблюдать. Например, подготовить все необходимое для выполнения урока, проверить задание, собрать портфель. Очень хорошим способом является создание пошаговых планов для выполнения необходимых дел. Только записывать этот план должен именно ребенок, а роль взрослого – направить, поддержать, подчеркнуть важность планирования.

В развитии саморегуляции одним из важных факторов является гармоничное взаимодействие ребенка и взрослого, сотрудничество и хороший контакт. Поэтому важно уделять время не только урокам, но и обычной совместной жизни, общим делам и мероприятиям. Переход к школе не должен сопровождаться запретом на игру и общение с друзьями. Важно помнить, что дел, которые «надо» сделать, должно быть примерно поровну с теми, которые ребенок просто «хочет».

2. Отрицательные эмоции ребенка, связанные с посещением школы.

Почему? Негативное восприятие складывается в том случае, когда накапливается определенное количество неудач, которые ребенок не может решить самостоятельно.
Что делать? Прежде всего, не создавать ситуаций, которые повышают сложность задачи для ребенка. Если задали написать строчку букв, а мы требуем дополнительно, чтобы они были написаны ровно и красиво, то тем самым мы задаем ту чрезвычайно высокую планку, которую ребенок не может преодолеть. От выполнения заданий у ребенка должно остаться эмоциональное ощущение завершенного дела. В силах родителей так видоизменить задание, чтобы ребенок смог выполнить его хорошо. Например, можно попросить написать красиво только 5 букв и выделить самую красивую, то есть оставить от выполнения максимум положительных эмоций, а затем после перерыва доделать задание до конца. Будучи уверенными в состоятельности и возможностях своего ребенка, вы с легкостью сможете подобрать необходимые слова, чтобы подбодрить, настроить на серьезный лад, вовремя сделать перерыв и создать условия для качественного выполнения работы с положительным настроением.

СПЕЦИАЛИСТЫ ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ИМ. СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ ПОМОГАЮТ СПРАВИТЬСЯ СО ВСЕМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ШКОЛЬНОЙ
НЕУСПЕШНОСТИ РЕБЕНКА. ЖДЕМ ВАС!

Просмотров: 6